Материал поубликован в телеграмм канале проекта "Искусство землепользвания"
Тема столь вонующая всех и каждодго,что требуется исследовать этот вопрос глубже. Инетересно и ваше мнение.
Приглашаем к дискуссии.
ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЗА ГОРОДОМ?Качество жизни, пожалуй, рождается не столько из метража, сколько из того богатства и разнообразия пространств, которые это жилье способно предложить. Это, кажется, особенно заметно на примере загородных поселков, где контраст между просто «крышей над головой» и чем-то большим виден наиболее ярко.
Поселок эконом-класса — это, наверное, чисто конвейерное решение. Его задача, вероятно, лишь в том, чтобы предоставить недорогой участок и сам дом. Общее пространство здесь, сведено к самому необходимому: узкие проезды, едва достаточные для машин; никаких намёков на общественные зоны. Среда такого поселка ощущается разобщенной и безжизненной.
Поселок бизнес-класса, делает определенный шаг вперед — здесь вроде бы понимают, что покупатель платит не только за дом. Появляется некий «каркас общественной жизни»: площадь, клуб, ландшафтный дизайн, охраняемый вход. Это уже несколько лучше, но всё равно кажется нормированным, ограниченным. Досуг здесь возможен, но лишь в отведенных местах — словно «общество по расписанию».
Ну а элитный поселок… наверное, его главная черта — это избыток. Избыток всего: места, возможностей, функций. Общественная зона здесь — не просто пункт в плане, а, возможно, целая философия. Такое место стремится стать чем-то большим, чем просто дома — почти что городком-государством со своей экосистемой. Цена здесь, видимо, определяется уже не метрами, а ценностью того образа жизни, что предлагается. Это уже вроде как не просто недвижимость — скорее, среда обитания, где главная роскошь — это возможности сразу за твоим забором.
Поселок эконом-класса — это искусственная, абстрактная среда. Она создана по остаточному принципу: максимум частных участков при минимуме всего остального. В ней нет истории, нет цели, кроме как предоставить кров. Её пространства ничего не дает кроме ощущения изоляции. Это «спальный район» в чистом виде, лишенный городских преимуществ и не приобретший сельских.
Парадоксально, но даже традиционная деревня может предложить более высокое качество жизни. Почему? Возьмем, к примеру, обычную деревню, расположенную в живописном природном окружении — у леса, озера или реки. Даже если в ней сейчас нет развитых социальных объектов, ее потенциал может быть весьма высоким именно благодаря наличию свободных, не приватизированных территорий. Широкие улицы с возможностью парковки, обширные луга или береговые линии, неприватизированные участки в центре — все это представляет собой ценный нереализованный ресурс. В деревне дети играют на улице, а мини-фермы и мастерские создают ту самую среду, где труд и отдых переплетаются, создавая подлинное сообщество, а не просто совокупность собственников.
Деревня с этими атрибутами обладает не меньшим, а иногда и большим потенциалом для создания комфортной и ценной среды обитания, чем многие формальные поселки бизнес-класса. Ее путь к премиум-сегменту лежит не через строительство закрытого клуба, а через обустройство и возрождение уже существующих общественных ресурсов – ее просторов и природного богатства. Это иной, но от этого не менее значимый, путь формирования ценности места.
Наличие общественных территорий – это не просто формальность или следствие нормативных требований, а фундамент разумного поселения. Будь то широкая деревенская улица, городская площадь, сквер, набережная, кафе, магазин, выставка – все эти пространства создают каркас, который связывает частные владения в единое целое. Без них поселение превращается в набор изолированных участков.
Именно в этих пространствах и их способности собирать людей скрывается та самая неуловимая душа места. Она не возникает по воле девелопера или архитектурному проекту — она произрастает из подлинной жизни. Нужно лишь дать ей место.Поэтому справедливо сказать: «Покажи мне разнообразие твоего места — и я пойму, что ты ищешь. Покажи мне его качество — и увижу, что ценишь. Покажи мне его душу — и, возможно, узнаю, кто ты».
НЕДВИЖИМОСТЬ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ
Качество жизни, пожалуй, рождается не столько из метража,
Конвейерный подход к созданию среды обитания порождает ряд глубоких и, что самое тревожное, едва ли обратимых проблем. В отличие от бытовой техники, которую можно просто заменить, здесь речь идет о фундаменте для жизни. Что ждёт людей, которые вынуждены жить в среде, созданной без их участия и по чужим шаблонам?
При этом ирония в том, что такой продукт часто пытаются продать под видом «экологии» — но на поверку это оказывается лишь оберткой. Покупателю предлагают суррогат связи с природой: выкопанную лужицу с голубым плёночным дном вместо озера или ровный, безжизненно-зелёный ковёр вместо луга. Это привлекает не потому, что экология действительно нужна, а потому, что она стала модным знаком статуса, таким же потребляемым атрибутом, как и все остальное.
Пожалуй, самая опасная тенденция — это окончательная товаризация общественного пространства. Скверы, площади и дворы перестают быть продуктом жизни. Они становятся платной подпиской на уют, развлечением, приложением к дому. Их содержание, доступность и само существование зависят не от жителей, а от финансового состояния управляющей компании и выгоды девелопера. Что останется от этого «каркаса жизни», когда закончатся деньги на его поддержку?
Вторая проблема, тесно связанная с первой — формирование нового вида социального расслоения. Не по уровню доходов. Речь о возникновении целых каст, отгороженных друг от друга. Поселок эконом-класса, лишённый всего, становится источником особого, камерного счастья для своих жителей, но одновременно — и рассадником социальной апатии и отчуждения. Его обитатели получают усечённую, упрощённую версию загородной мечты, которая даёт разве что статус «домовладельца». Они платят за вход в систему, изначально спроектированную как неполноценная. В то же время жители «клубных» посёлков добровольно заключают себя в позолоченные клетки с видом на гольф-поля, теряя связь с реальным и неподконтрольным миром за пределами КПП. Общество дробится на микрогосударства, не способные к диалогу, что создает разрыв в восприятии реальности. И эта навязанная изоляция от встреч с иными людьми порождает взаимное раздражение и хроническое неумение договариваться. Что будет, когда эти миры окончательно перестанут понимать друг друга?
Главный ущерб, однако, наносится не ландшафту, а человеческой психике. Конвейерная застройка — это, по сути, технология по производству готового выбора. Девелопер, предлагая типовые решения, избавляет человека от необходимости самостоятельно осмысливать и создавать своё жизненное пространство. Он продаёт не просто дом, а избавление от ответственности за среду. В результате человек получает не свой уникальный мир, а штампованную декорацию. Не превратились ли и мы сами в такой же конвейерный продукт — удобный, предсказуемый и лишенный уникальности?
И, наконец, главный парадокс, который будет крайне сложно исправить — тотальная необратимость этих решений. Деревня, даже заброшенная, хранит в своей планировке, в ширине улиц, в незастроенных лугах — потенциал для возрождения. Она обладает генетической памятью подлинного поселения. Современный же конвейерный поселок — это продукт с истекшим сроком годности. Узкие, как щели, улицы нельзя расширить, отсутствующие общественные зоны негде внедрить, не говоря уже о том, чтобы вдохнуть в них «душу места». Такое поселение обречено на вечную вторичность и упадок. Оно не просто стареет — оно морально устаревает в момент, когда застройщик снимает последний рекламный баннер, ибо было рождено без какой-либо идеи, кроме прибыли. Есть ли шанс у места, которое изначально было ошибкой?
Проблема глубже, чем нерациональное использование земли: мы имеем дело с конвейером по производству человеческой неудовлетворённости. И самое сложное в исправлении этой ситуации — осознать, что проблема не в деньгах, и даже не в законах.
Автор С.И. Ивасюк